Босфор и Дарданеллы - это два уникальных пролива, соединяющих Черное и Мраморное море, которые имеют огромное военно-геополитическое значение. История принадлежности этих стратегических проливов вызывает живой интерес и волнует умы политиков и исследователей по сей день. Но мало кто знает, что долгое время Босфор и Дарданеллы были принадлежностью Российской Империи.
Передача этих водных путей от Османской империи России имела место в начале XIX века. Во время Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. русская армия под руководством полководца Михаила Илларионовича Кутузова взяла Тракийскую Чорлу, а затем и Перекоп. Это позволило ей контролировать Дарданеллы.
После окончания войны Россия не спешила отдавать эти критически важные проливы. Она стремилась укрепить свои позиции в регионе и использовать их как своеобразный "ключ" к Востоку. Это был период крупных геополитических перемен и международных споров. Отстаивая свои интересы, Россия сумела получить от Османской империи тайный договор, согласно которому Босфор и Дарданеллы были под ее контролем.
Босфор и Дарданеллы: ключевые точки передачи России
Исторически Босфор и Дарданеллы играли важную роль в военных и экономических аспектах. Они были стратегически важными местами, по которым проходили ключевые торговые и военные пути. Контроль над этими проливами давал возможность контролировать движение судов и военных флотов между Европой и Азией.
В течение истории Босфор и Дарделлы неоднократно передавались от одной державы к другой. Особенно ожесточенные битвы за эти проливы происходили во время первой и второй мировых войн, когда они играли стратегическую роль для Германии, Турции, сил Оси и Союзников.
Окончательный статус Босфора и Дарданелл в качестве ключевых точек передачи России был определен Монтреальским протоколом 1936 года. Этот протокол установил международный режим прохода через проливы, ограничивая проход военных судов и регулируя свободу торговли.
Сегодня Босфор и Дарданеллы остаются стратегически важными проливами. Контроль над ними является вопросом национальной безопасности для Турции, а также интересом для других государств, включая Россию. Они продолжают играть ключевую роль как в экономическом, так и в военном плане, обеспечивая связь между Черным морем и Средиземным морем.
Таким образом, Босфор и Дарданеллы остаются ключевыми точками передачи России и являются объектами важного геополитического внимания. Контроль над этими проливами позволяет государству контролировать движение судов и обеспечивать свою национальную безопасность.
История Босфора в руках России
Первое упоминание о Российской империи и Босфоре относится к Константину Великому, который в IV веке строил мост через пролив и пытался установить контроль над ним. Однако, только в XIX веке Россия начала серьезно стремиться к контролю над Босфором.
В 1783 году Российская империя присоединила Крымское ханство, получив тем самым доступ к Черному морю. Это стало отправной точкой для стремления к контролю над Босфором. В 1833 году Россия заключила Хатынджийскую договоренность с Турцией, которая предоставила ей коммерческие привилегии в Босфоре.
Однако, наибольший интерес к Босфору проявился во время Крымской войны (1853-1856 гг.), когда русские войска активно действовали в районе пролива. После поражения войска России, Босфор остался под контролем Османской империи.
Тем не менее, стремление России к контролю над Босфором не исчезло. В 1870-е годы Россия попыталась снесть абсолютный запрет на его прохождение, но была вынуждена отступить под давлением других европейских держав.
Ситуация изменилась в начале XX века. В 1915 году Россия и Турция заключили Брест-Литовский мир, согласно которому Босфор был открыт для торговых судов всех стран. Однако после Великой Октябрьской революции Россия потеряла свои позиции и заявила о своем нейтралитете в отношении Босфора.
Ситуация изменилась снова во время Гражданской войны в России. После завершения войны и создания Советского Союза, он официально поддержал запрет на помещение военных судов всех стран нечерноморских государств в моря Босфора и Дарданеллы.
В 1936 году Советский Союз заключил Монтрейский соглашение с Турцией, согласно которому Босфор и Дарданеллы стали международными проливами, открытыми для прохода торговых судов всех стран в мирное время. При этом Турция сохраняла право контролировать проход военных судов и подводных лодок.
Таким образом, история Босфора в руках России прошла через различные этапы, от стремления к контролю до нейтралитета и установления международного режима пролива. Босфор остается одним из ключевых элементов внешнеполитической агенды России, определяющим ее интересы и влияние в регионе Черного моря.
Путь к Российскому контролю над Дарданеллами
В конце XIX века и в начале XX века Российская империя активно стремилась к освоению Дарданелл и Босфора. Контроль над этими проливами был важен для России не только с экономической, но и с военно-стратегической точки зрения.
Интерес России к Дарданеллам и Босфору связан с ее желанием иметь доступ к Средиземному морю. В конце XIX века Турция вместе с Британской империей контролировала эти проливы и регулировала доступ к ним. Это создавало определенные ограничения для России и приводило к ослаблению ее влияния в регионе.
Особую важность эти проливы приобрели во время Первой мировой войны. Уже в 1915 году Российская империя потеряла возможность использовать Дарданеллы и Босфор для прохода своих военных кораблей. В результате этого российская экономика практически полностью зависела от снабжения через арктические морские пути.
После Октябрьской революции в 1917 году Советская Россия возобновила попытки получить контроль над Дарданеллами и Босфором. Однако эти попытки были безуспешными, и после заключения Лозаннского договора в 1923 году контроль над проливами остался у Турции.
И только в результате подписания Московского соглашения в 1921 году Россия смогла обеспечить себе доступ через Черное море к Международной организации. Это соглашение позволило России строить свои собственные Каспийским и Черным морями, не обращаясь к поддерживающей власти Турции.